Ранний детский аутизм. Актуальность и перспективы
Детский аутизм - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.
Ранний детский аутизм выделен и изучается специалистами различных областей во всем мире на протяжении более полувека.
Проводились эпидемиологические исследования, которые показали, что синдром детского аутизма встречается во всех социальных классах и у всех народов с одинаковой частотой. Последнее время отмечается тенденция к росту частоты встречаемости аутизма в популяции. Из-за неоднозначности критериев (медицинских, педагогических, социальных): в настоящий момент статистические данные колеблются от 15-20 детей на 10 000 детского населения, до 40-50 на 10 000 детского населения. Частота заболевания у мальчиков и девочек различна: 4-4,5:1 соответственно.
В нашей стране осознание того, что аутичные дети нуждаются в особом подходе, пока только формируется. В последнее время специалистами многих медицинских, воспитательных и педагогических учреждений (общего и специального типов) отмечается рост количества детей, с которыми практически невозможно вступить в коммуникацию; поведение которых не поддается коррекции привычными методами, а обучение и воспитание — общепринятыми в специальной педагогике.
Порой родители обращаются за помощью специалистов слишком поздно, когда ребенку исполняется 4-5 лет и упущены многие возможности, которые дает своевременное вмешательство. Для того чтобы драгоценное время не было потеряно, необходимо знать характерные проявления аутизма.
Ребенок с расстройствами аутистического спектра:
- Любит крутить/вращать предметы.
- Сопротивляется, если его пытается обнять или успокоить другой человек по своей инициативе
- Не начинает/не поддерживает разговор.
- Тянет взрослого к предмету/объекту, выражая таким образом свои потребности.
- Совершает необычные телодвижения, включая ходьбу на цыпочках.
- Не устанавливает визуальный контакт/ смотрит «через» собеседника/смотрит слишком пристально.
- Не испытывает чувства страха при реальной опасности.
- Испытывает аномальную привязанность к определенным предметам или объектам.
- Сильное сопротивление любым изменениям.
- Демонстрирует очень сильные эмоции, которые не связаны с ситуацией и поэтому воспринимаются окружающими неправильно.
- Исследует предметы и людей, обнюхивая, облизывая их или прикасаясь к ним.
- Нуждается в очень сильной стимуляции, чтобы попробовать что-то новое. Может быть необходимо «перенести его через барьер».
- Предпочитает играть один, ему недостает социальных навыков, чтобы играть со сверстниками. Не способен завязать и поддерживать дружеские отношения.
- Не реагирует на попытки других людей установить с ним контакт или полностью предоставляет инициативу установления контакта другим/ или требует полного внимания других людей.
- Бессмысленно повторяет слова или длинные фразы, которые не имеют никакого значения в данной ситуации.
- Отсутствие эмпатии к чувствам других людей.
- Использует формальный язык или говорит в странной манере/или/ Постоянно говорит на одну специфическую тему или постоянно задает вопросы.
- Создается впечатление, что он глухой или находится в своем мире.
- Повышенная или пониженная чувствительность к боли, высокой температуре или холоду.
- Воспринимает язык буквально; не понимает фантазии/выдумки.
- Проявляет необычное поведение в игре; использует игрушки не по назначению. Играет «механически», без фантазии и действий «понарошку».
- Может быть силен в одном навыке и слаб во всем остальном.
- В состоянии возбуждения совершает повторяющиеся движения.
Если вы заметили у своего ребенка «тревожные звоночки», необходимо обратиться за консультацией к врачу-психоневрологу. Специалист поможет уточнить диагноз, информирует вас о проблеме и возможностях коррекции данного нарушения. Ранний детский аутизм относится к той категории заболеваний, которые при своевременной диагностике и правильно подобранной коррекционной программе не приводят к нарастанию негативной симптоматики, а позволяют ребенку успешно адаптироваться к социуму, осваивать учебную программу, овладевать профессиональными навыками.
В Беларуси успешно функционирует БОО «Центр помощи аутичным детям». Это объединение было создано родителями, с целью помощи детям, исключительно на собственные средства в 2012 году. Специалисты центра проходили самостоятельную стажировку в Израиле, Америке и Москве, чтобы на профессиональном уровне помочь детям справиться с данным расстройством и адаптировать их к современному обществу. У «Центра помощи аутичным детям» есть официальный сайт www.auhelp.by. Для того что бы попасть на занятия в этот центр, нужно позвонить по телефонам:
+375 (29) 338-28-42
+375 (17) 267-26-80
Можно также написать на почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кроме того, в г. Минске есть уникальный семейный театр, в котором вместе с обычными детьми на сцену выходят дети с аутизмом. В театре такие дети меняются и после долгих лет молчания начинают не только говорить, но и выходить на сцену в главных ролях.
Дети с синдромом РДА, работая в таком театре, попадают в среду, открытую к инклюзии (дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования, обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности); в среду, где они на равных со здоровыми детками. Это чуть ли не единственное место, где они могут на равных работать. Дети с аутизмом и дети с синдромом Дауна — две категории, для которых нет другого пути социализации, кроме как полноценное вливание в здоровую среду. Для них это единственный способ понять, как работает этот мир. А для других, обычных детей, это становится сумасшедшей прививкой толерантности, терпимости и понимания, что есть особенные дети. В таком театре получился баланс, идеальный для социализации — 85% здоровых детей (50 человек) и 15% детей с аутизмом (13 детей).
Подводя итоги, можно сделать следующий вывод. Успешность развития, адаптации, социализации детей с ранним детским аутизмом напрямую зависит от тех взрослых, которые входят в круг доверия ребенка. Пусть в нашей стране нет такого разнообразия возможностей, что есть в США, странах Европы, но если задаться целью, можно отыскать специалистов, готовых помочь и ребенку, и родителям. Главное не оставаться равнодушным к этой проблеме и не опускать руки.