Russian Belarusian English

god kachestva

Russian Belarusian English

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

О мерах по борьбе с коррупцией в Минской области

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(ноябрь 2023 г.)

 

Борьба с коррупцией является важнейшим приоритетом политики нашего государства. Концепция национальной безопасности признает коррупцию угрозой и нацеливает все субъекты власти и гражданского общества на эффективное противодействие этому явлению.

Как сказал Президент Республики Беларусь, взяточничество способно подорвать основу любого государства. Борьба с коррупцией на всех уровнях ведется решительно и бескомпромиссно.

В настоящее время в Беларуси сформирована сбалансированная система борьбы с коррупцией, которая основана на национальной модели развития государства и соответствует базовым международным антикоррупционным стандартам.

Особенностью нашей страны является сильная социальная политика при высокой роли государства в экономике не только как регулятора, но и как собственника наиболее крупных промышленных и иных предприятий. Одновременно прилагаются значительные усилия по созданию благоприятной деловой среды для развития бизнеса, привлечению инвестиций, развитию предпринимательской свободы и инициативы.

В сфере борьбы с коррупцией мы следуем таким основополагающим принципам, как обеспечение прозрачности действий и решений государственных органов, обеспечение эффективных контрольных и надзорных процедур, а также неотвратимости ответственности в случае нарушения требований законодательства.

Принимаются меры направлены как на выявление и пресечение коррупционных преступлений и правонарушений, так и на профилактику их совершения.

За 10 месяцев 2023 года на территории области органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, выявлено (поставлено на учет) 300 коррупционных преступлений, что является самым высоким показателем в республике.

Структура коррупционных преступлений:

Статья УК РБ

210

235

424

425

426

429

430

431

432

455

Всего

2023 г.

36

-

8

5

13

-

137

100

-

1

300

Основное количество в структуре выявленных преступлений составляют преступления, предусмотренные ст.430 УК (получение взятки), ст. 431 УК (дача взятки), ст. 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями).

К уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений привлечено 152 лица.

Важнейшей и определяющей составляющей экономического эффекта, по которой в целом оценивается работа правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности, является возмещение причиненного преступными посягательствами ущерба.

Размер ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, составил 3 916 520 рублей, из них возмещено 432 904 рубля или 11%. При этом наложен арест на имущество обвиняемых на сумму 5 351 985 рублей, что будет способствовать дальнейшему возмещению ущерба за счет его реализации.

Наибольшее количество из поставленных на учет коррупционных преступлений выявлено на территории Минского (161), Солигорского (43), Борисовского (18) и Молодечненского (9) районов.

mk1

Основные сферы экономической деятельности, в которых в 2023 году выявлено наибольшее количество коррупционных преступлений, представлены на диаграмме.

mk2

Как ранее было отмечено, наиболее распространёнными видами коррупционных преступлений является получение и дача взяток.

Например, судом Дзержинского района осуждены по ч.2 ст.430 УК к наказанию в виде лишения свободы должностные лица государственного учреждения «Минская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» (далее инспекция).

Установлено, что сотрудники  инспекции, работая в должностях ведущих агрономов – государственных инспекторов отдела внутреннего карантина ГУ «Минская областная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений», в период времени с октября 2021 года по январь 2022 года неоднократно от представителей коммерческих структур, действовавших в своих интересах, а также представлявших интересы таких юридических лиц, получали для себя денежные средства в качестве взяток за благоприятное решение вопросов, входящих в их компетенцию, а именно за проведение карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинной продукции и выдачу акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на импортируемую (получаемую) коммерческими организациями в максимально короткие сроки, проведение анализа отобранных образцов подкарантинной продукции в месте их отбора  без направления образцов на фитосанитарную экспертизу. Всего в указанный период установлено 43 эпизода получения взяток.

Соответственно представители коммерческих структур привлечены к уголовной ответственности по ст. 431 УК за дачу взяток указанным должностным лицам.

Органами прокуратуры систематически проводятся проверки, иные проверочные и профилактические мероприятия по вопросам исполнения требований антикоррупционного законодательства в государственных органах, иных организациях.

Так, за 9 месяцев 2023 года органами прокуратуры Минской области проведено 103 проверки исполнения законодательства о борьбе с коррупцией.

Количественные результаты проведенных проверок представлены на диаграмме.

mk3

По результатам прокурорских проверок соблюдения законодательства о борьбе с коррупцией возбуждено 9 уголовных дел.

Например, прокурором Узденского района по результатам проведенной проверки возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 210 УК в отношении директора УО «Узденский государственный сельскохозяйственный лицей» за совершение хищения денежных средств, выплаченных в виде премий, на сумму свыше 1000 базовых величин.

В указанном периоде прокурорами Минщины выявлялись следующие категории нарушений антикоррупционного законодательства.

Выявлено правонарушений:

Количество

антикоррупционных ограничений (ст.ст. 17-20 Закона Республик Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее -- Закон)

31

связанных с конфликтом интересов (ст. 21 Закона)

16

создающих условия для коррупции (ст.25 Закона)

90

коррупционных (ст.37 Закона)

4

связанных с декларированием доходов и имущества (гл.4 Закона)

56

По результатам проверок наиболее часто выявляются правонарушения, создающие условия для коррупции, в виде нарушения государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок (абз.12 ч.1 ст.25 Закона «О борьбе с коррупцией»).

Так, по результатам рассмотрения 102 актов прокурорского надзора, внесенных прокурорами по фактам нарушений законодательства о закупках, 96 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 55 лиц – к административной.

Органами прокуратуры Минской области принимаются меры, направленные не только на выявление и пресечение коррупционных преступлений и правонарушений, но и на профилактику их совершения.

Так, за 9 месяцев 2023 г. проведено 245 выступлений в трудовых коллективах, учреждениях, государственных органах с лекциями, беседами по вопросам соблюдения антикоррупционного законодательства, разъяснения ответственности за совершения коррупционных преступлений и правонарушений. В средствах массовой информации опубликовано 45 статей по обозначенным вопросам, осуществлено 14 выступлений в СМИ с устной информацией (в том числе по радио).

В целях профилактики совершения коррупционных правонарушений должностным лицам прокурорами объявлено 18 официальных предупреждений.

Отдельное внимание прокуратурой области уделяется вопросам обучения руководителей государственных органов, их заместителей, государственных гражданских служащих, иных должностных лиц, положениям Закона республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», нормативных актов, регулирующих государственные закупки, иных нормативных актов в сфере борьбы с коррупцией. В истекшем периоде 2023 г. в ГУО «Минский областной институт развития образования» осуществлено 17 выступлений перед слушателями с лекциями по соответствующей тематике.

Одной из используемых прокуратурой форм профилактики коррупции является проведение выездных судебных заседаний по уголовным делам коррупционной направленности. За 10 месяцев 2023 г. в том числе по инициативе прокуратуры проведено 6 таких заседаний.

Кроме этого, прокуратурой области по запросам облисполкома, руководителей предприятий с преобладающей долей государственной собственности проводятся проверки кандидатов на руководящие должности с целью профилактики назначения лиц, склонных к совершению коррупционных преступлений и правонарушений. Так, по формируемой органами прокуратуры ИС «ФНАЗ» проверяются не только факты совершения преступлений, но коррупционных правонарушений за период профессиональной деятельности кандидатов на должности (незаконное использование служебного транспорта, нарушения законодательства о закупках, мелкие хищения имущества и др.). Аналогичная работа проводится районными прокуратурами.

Прокуратура Минской области

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.