Russian Belarusian English

god kachestva

Russian Belarusian English

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

О мерах противодействия экстремизму и терроризму в Минской области. Соблюдение законодательства о массовых мероприятиях в Республике Беларусь

МАТЕРИАЛ

для членов информационно-пропагандистских групп

(ноябрь 2023 г.)

В основу государственной политики и идеологии Республики Беларусь заложен ряд постулатов и направлений, определяющих функционирование государства в целом, в т.ч. направленных на противодействие экстремизму и терроризму, недопустимость реабилитации нацизма.

Указанные векторы деятельности государственных органов и организаций урегулированы на законодательном уровне:

- Закон от 04.01.2007 №203-З «О противодействии экстремизму» (в редакции от 14.05.2021);

- Закон от 03.01.2002 №77-З «О борьбе с терроризмом» (в редакции от 18.05.2022);

- Закон от 14.05.2021 №103-З «О недопущении реабилитации нацизма»;

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.10.2021 № 575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма»);

- УК Республики Беларусь, КоАП Республики Беларусь.

Законом «О противодействии экстремизму» определены основные термины, в частности, раскрыты понятия экстремизма, экстремистских материалов, организаций и формирований, символики и атрибутики, финансирования экстремистской деятельности. Также определены меры противодействия экстремизму.

Экстремизм (экстремистская деятельность) – деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность.

Во исполнение требований вышеназванных нормативно-правовых актов органами прокуратуры объявляются официальные предупреждения, выносятся предписания, инициируются вопросы о приостановлении деятельности организаций, чья деятельность противоречит нормам законодательства, о признании их экстремистскими, о запрете их деятельности и ликвидации.

КоАП Республики Беларусь (ст. 19.11) предусматривает наступление ответственности за распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность. 

Так, распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции (ч. 1 ст. 19.11 КоАП) влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

Республиканский список экстремистских материалов размещен на сайте Министерства информации Республики Беларусь (http://mininform.gov.by/).

Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции (ч. 2 ст. 19.11 КоАП) влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

Деанонимизировать правоохранители на сегодняшний день могут практически любого, современные компьютерные программы позволяют это сделать, контролируются и проверяются, в том числе, и различные домовые чаты.

Ст. 19.10 КоАП Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики. Как правило, это выражается в публичной демонстрации в сети Интернет нацистской символики или атрибутики, либо нанесении татуировок с нацистской свастикой на открытые участки тела с той же целью (публичная демонстрация окружающим).

За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до десяти базовых величин, общественных работ, административного ареста. Если указанные действия совершены индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то размер налагаемого штрафа составляет до пятидесяти базовых величин и до двухсот базовых величин соответственно.

Предусмотрена ответственность за повторность данного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания. Влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, общественных работ, административного ареста. В отношении индивидуального предпринимателя или юридическим лица, размер налагаемого штрафа составляет от двадцати до пятидесяти базовых величин и от пятидесяти до двухсот базовых величин соответственно.

Уголовным кодексом предусмотрен ряд ограничений связанных с преступными действиями и намерениями при проведении массовых мероприятий.

Статья 370 УК предусматривает ответственность за надругательство над государственными символами (Государственным гербом Республики Беларусь, Государственным флагом Республики Беларусь, Государственным гимном Республики Беларусь).

Одним из наиболее часто совершаемых видов данного преступления является надругательство над Государственным флагом, которое выражается в его срыве с места установки с последующими оскорбительными действиями (срыв флага и последующее кидание его на землю уже образует состав преступления), либо размещении в сети Интернет изображения Государственного флага с оскорбительными комментариями и публикациями.

За надругательство над государственными символами Законом предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от тридцати до одной тысячи базовых величин, исправительных работ на срок до двух лет, ареста на срок от одного до трех месяцев, ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок.

Статья 342. УК предусматривает ответственность за организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них.

Состав данного преступления образуют любые активные действия, как правило, в ходе несанкционированных массовых мероприятий, грубо нарушающие общественный порядок и сопряженные с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, могут выражаться в создании «сцепки» для оказания сопротивления работникам милиции, в действиях по прорыву милицейского оцепления, в перекрытии дорог, повлекшем нарушение работы транспорта и т.д.

Продолжая тему уголовной ответственности, стоит вернуться к Закону о противодействии экстремизму, в который 14.05.2021 внесены некоторые поправки, в части введения уголовной ответственность за экстремизм и участие в боевых действиях на территории других стран.

Значительно расширен перечень видов экстремистской деятельности. В дополнение к ранее установленным к экстремистской деятельности, в частности, отнесены:

  • распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Беларуси, правовом положении ее граждан, сведений, дискредитирующих Беларусь. Предоставление заведомо ложных сведений является уголовным преступление и влечет наказание арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа (ст. 369-1 УК);
  • оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей, дискредитация органов государственной власти. Публичное оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей влечет уголовную ответственность и наказание штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок со штрафом (ст. 369 УК);
  • финансирование деятельности экстремистского формирования – предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества – последует арест, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лег и лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом (ст. 361-2 УК);
  • публичные призывы к организации или проведению незаконного собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях, влечет наказание арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 369-3 УК);
  • за создание экстремистского формирования либо руководство таким формированием предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет, те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом с использованием служебных полномочий, будут наказываться ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от шести до десяти лет (ст. 361-1 УК);
  • дополнены также статьи 361-4 и 361-5, которых у нас раньше не было. В них сформулированы наказания за содействие экстремистской деятельности и подготовку других людей к ней. Предусмотрено наказание до 7 лет лишения свободы;

Также, предусмотрена уголовная ответственность за незаконный сбор либо распространение информации о частной жизни или персональных данных граждан, а также повышенная ответственность за такие действия в отношении лица или его близких в связи с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга.

Самостоятельным преступлением является вербовка и вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности. Согласно статье 3614 Уголовного кодекса Республики Беларусь наказание за подобные действия может достигать до 6 лет лишения свободы, а в случае их совершения повторно, группой лиц по предварительному сговору либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий – до 7 лет лишения свободы.

Следует отметить, что совершение злоумышленниками преступлений экстремисткой направленности посредством сети Интернет из-за рубежа, не освобождает от уголовной ответственности.

Терроризм – социально-политическое криминальное явление, представляющее собой идеологию и практику применения насилия или угрозы насилием в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, провокации международных осложнений или войны, устрашения населения, дестабилизации общественного порядка.

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, другие акты законодательства, международные договоры Республики Беларусь.

При этом борьба с терроризмом представляет собой деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению и минимизации последствий террористической деятельности.

Противодействие идеологии терроризма включает комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети.

Под защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования.

Профилактика терроризма предполагает решение следующих задач:

- разработка рекомендаций и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

- выявление и прогнозирование террористических угроз, информирование о них органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественности для принятия мер по их нейтрализации;

- оказание сдерживающего и позитивного воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к экстремистским действиям;

- разработка перечня антитеррористических мероприятий для организации и проведения их с обязательным определением источников их финансирования;

- разработка и введение типовых требований по защите от угроз террористических актов критически важных и потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей;

- определение прав, обязанностей и ответственности руководителей органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов;

- совершенствование правовой регламентации возмещения ущерба лицам, участвующим в пресечении террористического акта и проведении контртеррористической операции и (или) пострадавшим в результате их осуществления;

- совершенствование взаимодействия республиканских органов исполнительной власти в целях выработки единой стратегии и тактики в рамках осуществления международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму.

Организация деятельности по профилактике терроризма требует обеспечения скоординированной работы органов государственной власти с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами. Реализация указанных задач должна осуществляться в рамках создания эффективной системы мер по противодействию терроризму.

К основным мерам по предупреждению рассматриваемых негативных явлений относятся:

политические – поддержание стабильной общественно-политической обстановки, разрешение социальных противоречий и конфликтов, эскалация которых может привести к росту экстремистских настроений и использованию различных форм насилия, формирование системы противодействия идеологии терроризма, осуществление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом;

социально-экономические – оздоровление экономики страны, устранение социальных и экономических условий, способствующих распространению идеологии насилия, недопущение маргинализации общества или отдельных социальных групп, роста безработицы, существенного социального и имущественного расслоения, обеспечение эффективной социальной защиты населения и повышение качества жизни;

правовые (правоприменительные) – принятие предусмотренных законодательством мер противодействия экстремизму для предупреждения участия организаций и граждан в террористической деятельности, совершенствование мер уголовной ответственности за преступления, направленные на достижение целей терроризма, общая профилактика правонарушений, способствующих террористической деятельности, индивидуальная профилактика лиц, склонных к совершению экстремистских действий, техническое нормирование и стандартизация в области обеспечения безопасности мест массового пребывания людей, критически важных объектов, регулирование порядка использования информационно-коммуникационных систем;

информационно-пропагандистские – разъяснение сущности и общественной опасности экстремизма/терроризма, воспитание патриотизма, информирование населения о предусмотренных законодательством механизмах реализации гражданских, политических, экономических, социальных и иных прав, законных интересов граждан, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, снижение уровня радикализации молодежи, информационно-профилактическое воздействие на сознание террористов и иных лиц, причастных к организации и осуществлению террористической деятельности;

культурно-просветительские – культивирование, в том числе в процессе образования и воспитания граждан, социально значимых ценностей, прежде всего ценности человеческой жизни, формирование демократической политической и правовой культуры, развитие в обществе толерантности и создание условий для диалога по политическим, экономическим, социальным, конфессиональным, культурным и иным проблемам, обучение населения правилам поведения при повышении уровня террористической угрозы, в случаях совершения актов терроризма, воспитание бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности и дисциплинированности;

организационно-технические – внедрение и использование программно-технических средств выявления и пресечения распространения экстремистских материалов, реализация мер по физической защите ядерных материалов и ядерных установок для предотвращения несанкционированного доступа к ним, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по выполнению соответствующих технических требований.

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются органы государственной безопасности, органы внутренних дел, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Вооруженные Силы Республики Беларусь, органы пограничной службы, внутренние войска Министерства внутренних дел.

Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются государственные органы и иные государственные организации.

При этом государственные органы и иные государственные организации, не являющиеся субъектами борьбы с терроризмом, участвуют в государственном реагировании в соответствии с законодательством.

Также на государственные органы, иные организации и граждан возлагается обязанность оказывать содействие субъектам борьбы с терроризмом, выполнять их требования и соблюдать правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции. Сообщение гражданами государственным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности является долгом каждого и поощряется государством.

В силу ст. 22 Закона «О борьбе с терроризмом» лица, принимавшие участие в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.

На основании решения Верховного Суда Республики Беларусь организация признается террористической и ее деятельность на территории Республики Беларусь запрещается, а такая организация, зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется, деятельность представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, прекращается.

Если должностное лицо организации финансирует террористическую деятельность с использованием своих служебных полномочий за счет средств этой организации, то такая организация признается террористической и ее деятельность на территории Республики Беларусь запрещается, а такая организация, зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется, деятельность представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, прекращается.

КоАП Республики Беларусь (статья 19.13) предусматривает ответственность за финансирование террористической деятельности.

Так, предоставление или сбор юридическим лицом средств любым способом в целях использования в террористической деятельности, материального обеспечения или иной поддержки заведомо для должностного лица этого юридического лица террористов, террористических групп и террористических организаций, в том числе в целях проезда к месту обучения для участия в террористической деятельности, влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере от пятисот до тысячи базовых величин.

Уголовная ответственность предусмотрена за пропаганду терроризма (ст. 289-1 УК), угрозу совершением акта терроризма (ст. 290 УК), финансирование террористической деятельности (ст. 290-1 УК), содействие террористической деятельности (ст. 290-2 УК), прохождение обучения или иной подготовки для участия в террористической деятельности (ст. 290-3 УК), создание организации для осуществления террористической деятельности либо участие в ней (ст. 290-4 УК), организация деятельности террористической организации и участие
в деятельности такой организации (ст. 290-5 УК).

Массовым мероприятие – форма общественной активности и (или) досуга населения, представляющую собой совокупность действий, осуществляемых в целях индивидуальной и (или) коллективной реализации прав, свобод и законных интересов, а также удовлетворения своих экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей.

Классифицировать массовые мероприятия можно по следующим условным основаниям:

  1. По содержанию (видам):
  • общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, собрания, пикетирования, съезды, выборы);
  • культурно-зрелищные (фестивали, концерты, народные гуляния);
  • спортивные (олимпиады, чемпионаты, соревнования, матчи);
  • религиозные (богослужения, религиозные обряды и ритуалы);
  1. По статусу (значимости):
  • международные;
  • республиканские;
  • местные.
  1. По месту проведения:
  • в зданиях, сооружениях;
  • на открытой местности.
  1. По периодичности проведения:
  • разовые;
  • повседневные;
  • периодические.
  1. По способу возникновения:
  • организованные;
  • спонтанные (стихийные).
  1. По форме правового регулирования:
  • разрешенные (согласованные);
  • несанкционированные.
  1. По возможности участия:
  • общедоступные;
  • организованные для определенной социальной группы.
  1. По характеру действий:
  • статичные (стационарные, в одном месте);
  • динамичные (с перемещением из одного места проведения в другое, использованием транспортных средств);
  • смешанные (разнообразные по своим видам мероприятия с множеством мест одновременного или последовательного проведения).

В настоящее время массовые мероприятия регулируется следующими законодательными актами:

  • Конституция Республики Беларусь – закрепляет основные права и свободы граждан, основания их ограничения, устанавливает основы деятельности государственной системы;
  • Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О свободе совести и религиозных организациях» – регулирует порядок организации и проведения религиозных мероприятий;
  • Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 года «О массовых мероприятиях» – регулирует порядок организации и проведения массовых мероприятий в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещениях;
  • Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 года – регулирует порядок организации и проведения выборов Президента Республики Беларусь, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, а также при подготовке и проведении референдума (народного голосования);
  • Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000 года «О республиканских и местных собраниях» – регулирует порядок организации и проведения республиканских и местных собраний;
  • Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 года «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» – регулирует порядок организации и проведения массовых мероприятий в целях реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь;
  • Закон Республики Беларусь от 8 мая 2009 года «О государственной охране» – регулирует порядок организации и проведения охранных мероприятий;
  • Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 года «О физической культуре и спорте» – регулирует порядок организации и проведения, в частности, спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований;
  • Кодекс Республики Беларусь о культуре от 20 июля 2016 года – регулирует, в частности, порядок организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий.

Необходимо учитывать, что проведение различных мероприятий может регулироваться как отдельным законодательным актом, так и одновременно несколькими законами.

Лица, нарушившие установленный порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 24.23 КоАП, а в случаях, предусмотренных ст.ст. 3422 и 3693 УК – уголовную.

Административная ответственность также наступает за сбор, получение, использование денежных средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а равно выполнение работ, оказание услуг для целей возмещения расходов, обусловленных привлечением лица к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

Уголовная ответственность наступает за неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий, если лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию по статье 24.23 КоАП, и в течение года после наложения второго взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.

Статьей 18.1 КоАП установлена административная ответственность за умышленное блокирование транспортных коммуникаций лицом, управляющим транспортным средством, в месте проведения массового мероприятия либо повлекшее создание аварийной обстановки.

Нарушение водителем правил пользования звуковыми сигналами в месте проведения массового мероприятия влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 18.13 КоАП.

За вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, наступает административная ответственность по ст. 19.4 КоАП.

Нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи для организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования влечет административную ответственность в случаях, установленных ст. 24.15 КоАП, а в случаях, предусмотренных ст. 3692 УК, – уголовную.

Следует также отметить, что сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов в месте проведения массовых мероприятий является квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 328 УК.

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.