Russian Belarusian English

god kachestva

Russian Belarusian English

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

Предупреждение пожаров и чрезвычайных ситуаций в жилом фонде и природных экосистемах Минской области

Слайд 2

В 2022 году в Минской области количество пожаров снизилось на 7% (с 1 524 до 1 413), гибель людей увеличилась на 18,3% (со 131 до 155), в том числе от пожара в Борисовском районе погибло двое детей (2021 – 2 детей).

Справочно. По состоянию на 11.04.2023 в Минской области наблюдается снижение как общего количества пожаров на 23,3% (с 424 до 325), так и гибели людей от них на 56,9% (с 64 до 34).

Ежегодно наибольшее количество пожаров и гибели людей от них происходит в жилищном фонде.

Справочно. В 2022 году 81,6% от общего количества пожаров (1 152), 96,1% от общего количества погибших (149).

За 3 месяца 2023 года 75,5% от общего количества пожаров (219), 100% от общего количества погибших (31).

Слайд 3

Основными причинами возникновения явились: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил устройства и эксплуатации электросетей и электрооборудования, нарушение правил устройства и эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств.

Справочно. В 2022 году по причине неосторожного обращения с огнем произошло 32% пожаров (451) от их общего количества. За 3 месяца 2023 года – 17,6% (51).

Из-за нарушения правил устройства и эксплуатации электросетей и электрооборудования произошло 27% (382) пожаров от их общего количества. За 3 месяца 2023 года – 32,8% (95).

По причине нарушения правил устройства и эксплуатации печей, теплогенерирующих агрегатов и устройств – 23,7% (334) пожаров от их общего количества. За 3 месяца 2023 года – 25,2% (73).

Основные причины пожаров с гибелью людей:

неосторожное обращение с огнем – 71% от общего количества погибших граждан, при этом количество пожаров с гибелью людей
по указанной причине увеличилось на 19,6% (с 92 до 110). За 3 месяца 2023 года – 38,7% погибших (12);

нарушение правил устройства и эксплуатации печного отопления – 9% погибших, количество пожаров с гибелью людей по указанной причине увеличилось на 16,7% (с 12 до 14). За 3 месяца 2023 года –16,1% погибших (5);

нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 8,4% погибших, количество пожаров с гибелью людей по указанной причине снизилось на 31,6% (с 19 до 13). За 3 месяца 2023 года пожаров с гибелью людей по данной причине не зарегистрировано;

нарушение правил эксплуатации газовых устройств и агрегатов – 1,9% погибших, количество пожаров с гибелью людей по указанной причине увеличилось в 3 раза (с 1 до 3). За 3 месяца 2023 года – 6,5% погибших (2);

шалость детей с огнем – 1,9% погибших, количество пожаров с гибелью людей по указанной причине увеличилось с 0 до 3. За 3 месяца 2023 года пожаров с гибелью людей по данной причине не зарегистрировано.

Слайд 4

Незанятость граждан в экономике, пьянство и алкоголизм остаются основными условиями, создающими повышенный риск гибели людей от пожаров (70,3% (109) от общего количества погибших на момент возникновения пожаров находились в состоянии алкогольного опьянения). За 3 месяца 2023 года – 51,6% (16).

Слайд 5

Основные категории погибших: неработающие пенсионеры (44,5% (69 человек), за 3 месяца 2023 года – 35,5% (11 человек)), неработающие граждане до пенсионного возраста (37,4% (58), за 3 месяца 2023 года – 29% (9 человек)), работающие граждане (14,2% (22), за 3 месяца 2023 года – 29% (9 человек)), граждане страдающее психическими заболеваниями (2,4% (4), в 2023 году гибель указанной категории граждан не регистрировалась), 14,8% (23) погибших были инвалидами (за 3 месяца 2023 года – 3,2% (1 человек)).

Слайд 6

Решением Минского облисполкома от 28 декабря 2022 г. № 1201 «Об организации деятельности субъектов профилактики правонарушений» в области одобрен алгоритм организации деятельности субъектов профилактики правонарушений по предупреждению правонарушений, способствующих гибели людей от внешних причин в жилищном фонде.

Каждый из субъектов профилактики в рамках своей компетенции обязан выявлять причины и условия, способствующие совершению правонарушений, принимать меры, направленные на их устранение, а также осуществлять анализ проводимой работы и выполнять иные полномочия, на которых я остановлюсь чуть ниже.

Организацию взаимодействия субъектов профилактики правонарушений осуществляют облисполком, районные и Жодинский городской исполнительные комитеты городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты, общее руководство и контроль - непосредственно руководители субъектов профилактики правонарушений.

Слайд 7

Алгоритмом определены Критерии и признаки небезопасных условий проживания граждан в жилищном фонде, по которым субъекту профилактики правонарушений необходимо обеспечить принятие мер.

Справочно. Критерий: Состояние домовладения (квартиры), прилегающей территории, инженерных коммуникаций, оборудования:

признаки несоответствия установленным требованиям устройства
и эксплуатации печи:
имеется сквозная трещина в печи, участок пола из горючих материалов (доска, паркет и другое) перед топочным отверстием печи не защищен негорючим материалом (металлический лист, плитка и другое), топочная дверца печи неисправна (не закрывается);

признаки несоответствия электрических сетей и (или) электрооборудования требованиям, предъявляемым к их устройству и (или) эксплуатации: допускается эксплуатация выключателей и розеток, в том числе на удлинителях, без корпусов, либо корпусы имеют повреждения (оплавлены, расколоты), эксплуатируются оголенные или имеющие повреждения электрические провода, кабели (следы оплавления, трещины), соединение проводов, кабелей, расположенных в видимой части помещения, выполнено методом скрутки;

признаки несоответствия установленного газового оборудования, вводных, внутренних газопроводов требованиям, предъявляемым к их устройству и (или) эксплуатации: сушка вещей осуществляется над пламенем горелок газовой плиты, имеются следы сквозной коррозии, механические повреждения газового оборудования, имеются механические повреждения присоединительного гибкого шланга (перегибы, порезы, сквозные трещины и (или) протертости), допускается хранение газовых баллонов в неподключенном состоянии, вентиляционная решетка, расположенная в видимой части помещения, закрыта (заклеена) посторонними предметами;

признаки несоответствия установленных теплоустановок требованиям, предъявляемым к их устройству и (или) эксплуатации: имеется механическое повреждение корпуса котла, течь из него.

Критерий: Условия проживания граждан.

антисанитарное состояние жилья;

домовладение (квартира) отключено от электроснабжения;

неспособность граждан к самообслуживанию;

наличие в доме детей дошкольного возраста без присмотра;

наличие видимых признаков нахождения граждан в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения;

наличие видимых признаков телесных повреждений у проживающих граждан, полученных в результате противоправных действий.

Слайд 8

Алгоритмом определен порядок действий субъекта профилактики правонарушений. Так, если критерии и признаки выявлены в домовладениях (квартирах) граждан введена обязанность обязательного информирования в течение 5 рабочих дней субъекта профилактики по компетенции, а также в отдельных случаях поселкового, сельского исполнительного комитета, а в городах – соответствующего структурного подразделения райгорисполкома, на территории которого расположено домовладение (квартира).

Субъект профилактики правонарушений, получивший информацию о выявленных критериях и признаках обязан в течение 10 рабочих дней, следующих за днем поступления информации, с выходом на место (при необходимости) изучить данную информацию и принять меры в пределах компетенции.

При поступлении информации о непосредственной угрозе наступления событий, которые могут привести к гибели человека (людей), субъект профилактики правонарушений принимает безотлагательные меры в пределах компетенции.

Слайд 9

Алгоритмом установлены мероприятия, для реализации городскими, поселковыми, сельскими исполнительными комитетами, а именно:

осуществляют учет и анализ поступившей в соответствии информации, а также контроль за принятием мер в пределах компетенции субъектами профилактики правонарушений;

информируют райгорисполком о ходе работы, имеющихся проблемных вопросах при ее проведении, в том числе о непринятии мер реагирования соответствующим субъектом (субъектами) профилактики правонарушений;

ходатайствуют перед райгорисполкомом, руководителем субъекта профилактики правонарушений о поощрении представителей субъекта профилактики правонарушений, а также граждан, участвующих в деятельности по профилактике правонарушений, за качественно проводимую работу.

Слайд 10

В 2022 году сложилась сложная ситуация с пожарами (загораниями) в природных экосистемах как в Минской области, так и в Республике в целом. Так, на территории области количество пожаров (загораний) в природных экосистемах увеличилось в 2,8 раза (с 776 до 2 172). Доля Минской области в разрезе республики составляет 27,2%. В лесных массивах произошло увеличение количества пожаров на 66% (с 53 до 88), на торфяниках – в 1,8 раза (с 16 до 30), загораний травы и кустарников – в 3 раза (с 707 до 2 054).

Слайд 11

В текущем году по состоянию на 13.04.2023 на территории Минской области наблюдается снижение пожаров (загораний) травы и кустарников на 92 % (с 1206 до 97). Лесных и торфяных пожаров (загораний) не допущено (за аналогичный период 2022 года зарегистрировано 15 лесных пожаров (загораний) и 1 торфяной пожар).

Пожары фиксировались уже почти во всех регионах области, наибольшее их количество зарегистрировано в Пуховичском (17), Борисовском (13), Минском (9), Смолевичском (9), Молодечненском (8) и Солигорском (7) районах. 

Слайд 12

К сожалению, в 2022 году имели место факты гибели людей от природных пожаров, а также повреждение имущества граждан. Так, на пожарах погибло 4 человека, уничтожено 12 хозяйственных построек и 1 единица техники, повреждены 10 хозяйственных построек.

В текущем году от пожара в природных экосистемах и уже пострадал один человек в Пуховичском районе.

Справочно.

23.03.2023 при самостоятельном тушении пожара сухой растительности на приусадебном участке в аг. Бор Пуховичского района пострадала хозяйка участка, пенсионерка. С диагнозом «термические ожоги голени правой ноги I-II степени (6% тела)» доставлена в учреждение здравоохранения. Состояние удовлетворительное.

Слайд 13

Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь (постановление МЧС от 25.03.2020 № 13) определены требования, предъявляемые к придомовой территории, земельным участкам, предоставленным для ведения коллективного садоводства или дачного строительства.

Разводить костры следует при условии обеспечения непрерывного контроля за процессом горения и тления. Места для разведения костров должны быть очищены от горючих веществ и материалов, сухой растительности и обеспечены средствами тушения. Процесс горения
и тления должен осуществляться таким образом, чтобы пламя и искры не попадали на горючие элементы зданий, хозяйственных строений
и сооружений, на хранящиеся горючие вещества и материалы. По окончании процесса горения остатки горящих (тлеющих) материалов должны быть потушены до полного прекращения тления.

Не допускается разведение костров на торфяных грунтах, под кронами деревьев. Использование для разжигания костров и угля легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (за исключением жидкостей, специально предназначенных для розжига) не допускается.

Ответственность за нарушение требований по обеспечению пожарной безопасности при сжигании мусора предусмотрена статьей 24.36 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях.

Справочно. В общем случае нарушение требований влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, а если данное нарушение совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение то предусмотрен штраф в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

Не относятся к компетенции органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, но КоАП предусмотрена ответственность за незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов (статья 16.40 КоАП), в соответствии с которой предусмотрено наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Ответственность за разведение костров в запрещенных местах предусмотрена статьей 16.41 КоАП, в соответствии с которой предусмотрено наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.

Справочно. Уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, органы, осуществляющие государственный контроль в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками.

Слайд 14

Одним из основных условий, напрямую влияющих на количество пожаров в природных экосистемах, является наличие заброшенных (неухоженных) территорий с ветхими строениями, неубранной сухой растительностью, наличие несанкционированных свалок мусора.

В целях предупреждения природных пожаров и наведения порядка на земле с 2020 года (впервые по инициативе управления) во всех регионах области были сформированы учетные базы пожароопасных участков, бросовых строений и др. (альбомы пожароопасных участков). В 1 квартале 2023 года было выявлено 1178 мест в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, где не был наведен соответствующий порядок (наличие мусора, сухой травы, бурьяна и т.д.). По данным фактам направлено 162 информации землепользователям и заинтересованным субъектам профилактики, меры были приняты по 309 фактам (26 %).

Слайд 15

Согласно информации, имеющейся в управлении, в 1 квартале текущего года работа по наведению порядка на земле не начата в Вилейском, Воложинском, Дзержинском, Копыльском, Минском, Мядельском, Пуховичском, Слуцком, Смолевичском, Солигорском, Стародорожском, Червенском районах и г. Жодино.

Следует обратить внимание, что на примере Минского (231 пожар в природных экосистемах в 2022 году), Пуховичского (222), Слуцкого (111)и Червенского (103) районов с учетом практики последних лет и статистики прослеживается прямая зависимость между показателями количества пожаров в природных экосистемах и количества пожароопасных участков, по которым приняты меры по наведению порядка на земле.

Слайд 16

Здесь же хочу привести пример Крупского района. После определенной критики со стороны руководства облисполкома в 2021 и 2022 годах Крупский районный Совет депутатов и Крупский райисполком организовали и провели «большую» работу в части наведения порядка на земле, поставили вопрос на жесткий контроль. Как результат, Крупский район из бывших «аутсайдеров» в статистике пожаров в природных экосистемах среди регионов области, в 2022 году оказался в числе «лидеров» с минимальным количеством пожаров (44).

Слайд 17

Подготовка к пожароопасному сезону 2023 года была начата уже с осени прошлого года. Планирующие документы по вопросу профилактики пожаров в природных экосистемах разработаны и приняты на сегодняшний день как на уровне Совета Министров, так и на уровне Минского облисполкома, в частности – это «Комплекс мер по недопущению загораний в природных экосистемах и оперативной их ликвидации с учетом территориальной и отраслевой специфики на 2021-2025 годы», протоколы заседаний комиссий по ЧС от 20.02.2023 при Совете Министров (протокол № 33/4пр) и при Минском облисполкоме (протокол № 1/328). Также во всех регионах на уровне председателей райисполкомов или Комиссий по чрезвычайным ситуациям были рассмотрены вопросы профилактики природных пожаров с посылом о наведении порядка на земле еще с осени, чтобы «бурьяны и заросли» не горели весной.

Со своей стороны мы еженедельно информируем о всех зафиксированных фактах загораний в природных экосистемах заинтересованные структуры, в первую очередь Минский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также его инспекции на районном уровне для принятия мер реагирования и проведения профилактической работы.

Работа по наведению порядка на земле должна вестись постоянно и в ней должны быть задействованы все заинтересованные структуры
с координирующей ролью районных (Жодинского городского) Советов депутатов.

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.