Russian Belarusian English
Russian Belarusian English

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

О мерах по борьбе с коррупцией в Минской области

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(январь 2020 г.)

В белорусском законодательстве коррупция определена как умышленное использование служебного положения в целях противоправного получения имущества или другой выгоды, а также подкуп должностного или приравненного к нему лица.

Несмотря на то, что история знает немало примеров борьбы с этим злом (порой крайне жестоких), к сожалению, оно не изжито до сих пор. До настоящего времени коррупция остается в числе актуальных проблем, присущих всем без исключения странам.

В Республике Беларусь сформирован определенный организационно-правовой механизм противодействия коррупции, реализация которого обеспечена и в Минской области.

На территории области ежегодно реализуется Комплексный план по профилактике правонарушений, ряд мероприятий которого, направлен на противодействие коррупции. Вопросы противодействия коррупции заслушиваются на заседаниях исполкомов, совещаниях правоохранительных органов с последующим принятием конкретных решений и их исполнением. В исполкомах, организациях созданы и  действуют комиссии по противодействию коррупции. Контролирующими органами систематически проводятся проверки финансово-хозяйственной деятельности, соблюдения бюджетного законодательства в организациях области. Органами прокуратуры организуются проверки исполнения требований антикоррупционного законодательства в государственных органах, организациях. Правоохранительными органами на постоянной основе проводится работа по выявлению и пресечению коррупционных преступлений.

В 2019 году на территории Минской области учтено 426 коррупционных преступлений (в 2018 – 381), за совершение которых к уголовной ответственности привлечено 146 (124) лиц, из них 3 (4) должностных лица, занимающих ответственное положение.

Выявленный ущерб по оконченным производством уголовным делам коррупционной направленности  составил 9 490 760,98 рублей. Возмещен ущерб на сумму 454 872,60 рублей,  наложен арест на сумму 3 669 055,68 рублей.   

Преступления коррупционной направленности выявлялись в различных отраслях экономики: в сфере сельского хозяйства, промышленности, строительства, лесного хозяйства, государственного управления; здравоохранения, спорта, торговли, предоставления услуг потребителям, оборонной деятельности.

Наибольшее количество таких преступлений зарегистрировано в Минском (164), Борисовском (72), Солигорском (54), Молодечненском (41), а также Дзержинском (35)  районах.

Из числа коррупционных преступлений наиболее распространенными являются получение взятки (232), хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (89).

К наиболее актуальным уголовным делам о совершенных должностными лицами Минской области коррупционных преступлениях можно отнести уголовное дело в отношении бывшего главного врача УЗ «Минская областная клиническая больница» Королько А.С., осужденного в феврале 2019 года за неоднократное получение взяток в общей сумме не менее 6 000 евро и 400 рублей. Приговором суда Московского р-на г.Минска от 07.02.2019 по ч.ч.1 и 2 ст.430 УК осужден к 4 годам лишения свободы с лишением права на 5 лет занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей.

В отношении бывшего генерального директора КУП «Миноблмясомолпром» управляющая компания холдинга «Мясомолпром» Ракомсина Д.А., осужденного в марте 2019  года за превышения служебных полномочий, выразившихся в даче незаконных указаний руководителям ООО «Минскоблпродукт» о совершении сомнительных сделок с коммерческими организациями, что повлекло причинение ущерба КУП «Миноблмясомолпром» управляющая компания холдинга «Мясомолпром» на общую сумму 2 532 979,26 белорусских рублей и 973 000 евро. По приговору суда Фрунзенского р-на г.Минска от 14.03.2019 назначено наказание по ч.3 ст.426 УК в виде 6 лет лишения свободы с лишением права на 5 лет занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей.

Еще одним примером получения неоднократных взяток в  крупном и особо крупном размерах является уголовное дело в отношении Лапицкого В.М. Последний, занимая должности директора КУП «Миноблмясомолпром», ОАО «Здравушка-Милк», ОАО «Борисовский молочный комбинат», за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, от представителей коммерческих структур получил в качестве взяток денежных средств  на общую сумму свыше 100 000 евро. Судом Заводского района г.Минска в августе 2019 года осужден по чч.2 и 3 ст. 430 УК к 7 годам 6 месяцам лишения свободы с лишением права на 5 лет занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей.

 Выявлялись коррупционные преступления, совершенные должностными лицами органов власти и управления.

В 2019 году постановлены обвинительные приговоры, а также прекращены по нереабилитирующим основаниям уголовные дела в отношении должностных лиц Крупского (Крупский район), Лошанского (Минский), Несвижского (Несвижский район), Радошковичского (Молодечненский района) сельисполкомов, Любанского райисполкома.

К примеру, судом Минского района в июне 2019 года по ч. 3 ст. 210 и ч. 3 ст. 424 УК, к наказанию в виде 7 лет лишения свободы с лишением права на 5 лет занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, осужден бывший председатель Лошанского сельисполкома Каркачев В.В.

Последний вопреки интересам службы, из корыстной заинтересованности, обусловленной получением денежных средств от реализации земельных участков, путем злоупотребления служебными полномочиями, организовал схему преступных действий, направленных на реализацию подставным лицам земельных участков для строительства и обслуживания одноквартирного жилого дома по заниженной стоимости.

В августе 2019 года судом Молодечненского района постановлен обвинительный приговор в отношении Рябовой М.Л., которая будучи председателем Радошковичского сельисполкома и злоупотребляя служебными полномочиями, путем заключения фиктивных договоров подряда со своим зятем Рябковым Е.О. совершила хищение имущества сельисполкома на общую сумму 1316 рублей. За совершение данных преступлений ей назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа со штрафом в размере 150 базовых величин, что составляет 3825 рублей, и лишением права на 3 года занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей.

В июне 2019 года за превышение служебных полномочий, выразившихся в даче заведомо незаконного указания главному инженеру КУП «Любанский РКБО» о выдаче подложного документа своей свекрови, Рубин В.В., в целях получения последней льготного кредита, судом Слуцкого района по ч.3 ст.426 УК к 3 годам лишении свободы с лишением права на 3 года занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей и функций представителя органов власти, с отсрочкой исполнения основного наказания сроком на 2 года, осуждена бывший заместитель председателя Любанского райисполкома Рубин Т.А.

В ходе осуществления надзорной деятельности органами прокуратуры области  в 2019 году  проведено 100 проверок исполнения антикоррупционного законодательства. По выявленным в ходе проверок нарушениям подготовлено 282 акта прокурорского надзора, по результатам рассмотрения которых 397 лиц привлечено к различного рода ответственности (дисциплинарной, административной, материальной), в том числе 1 должностное лицо освобождено от занимаемой должности. По результатам прокурорских проверок возбуждено 5 уголовных дел.

Значительное количество нарушений выявлено в сфере закупок, которые в силу абз.12 ч.1 ст.25 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» являются правонарушениями, создающими условия для коррупции.

Выявляемые нарушения законодательства о закупках, в основном выражаются в несоблюдении порядка размещения сведений о результатах закупок, неправомерном выборе процедуры закупки, ненадлежащем оформлении документации по проведению переговоров, торгов (неправомерная оценка предложений претендентов и их допуск к участию в процедурах закупок при отсутствии необходимых квалификационных документов).

К примеру, ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова» на официальном сайте в январе 2019 года размещено приглашение к участию в процедуре закупки на поставку компьютеров персональных в количестве 50 штук и ориентировочной стоимостью 45 000 рублей. Закупка проводилась в форме открытого конкурса. Источник финансирования – республиканский бюджет. Между тем,  в силу положений законодательства  о государственных закупках в данном случае надлежало проводить электронный аукцион, т.е. конкурентную процедуру, снижающую коррупционные риски, а также направленную на возможность понижения цены предмета закупки. Прокурором Минской области руководителю научно-практического центра вынесено предписание, по результатам рассмотрения которого данная процедура закупки отменена.

Распространенным коррупционным правонарушением, выявляемым в ходе проверок, является также правонарушение в виде использования государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества, предусмотренное абзацем 11 ст.37 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Например, прокуратурой Солигорского района по результатам проверки ОАО «Решающий» выявлены неоднократные факты утверждения директором организации Купа В.В. табелей учета использования рабочего времени с заведомо недостоверными сведениями об отработанном им же рабочем времени, в результате чего последнему незаконно выплачена заработная плата в размере 884,61 белорусских рублей.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры района Купа В.В. привлечен к дисциплинарной ответственности, ущерб возмещен в ходе проверки.

В 2019 году органами прокуратуры также выявлялись факты нарушения лицами, относящимися к категории государственных должностных лиц, подписанных ими письменных обязательств по соблюдению установленных в отношении их ограничений.

Например, прокуратурой Смолевичского района установлено, что Юшкевич Т.А., будучи в период времени с 15.02.2017 по 11.02.2019 года главным бухгалтером ГП «Минский областной технопарк», вопреки подписанному 15.02.2017 обязательству, а также в нарушение требований ст. 17 Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в области бухгалтерского учета.

Постановлением прокурора Смолевичского района Юшкевич Т.А. привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.7 КоАП Республики  Беларусь.

Всего в 2019 году органами прокуратуры выявлено 19 нарушений антикоррупционных ограничений, 227 правонарушений, создающих условия для коррупции,  5 коррупционных правонарушений.

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.