Russian Belarusian English
Russian Belarusian English

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

Рынок труда в Республике Беларусь: занятость и заработная плата населения

МАТЕРИАЛЫ

для членов информационно-пропагандистских групп

(январь 2020 г.)

 

Результаты изучения общественного мнения в течение последних лет свидетельствуют о том, что тройку самых актуальных вопросов, волнующих граждан страны, составляют рост цен, доходы и занятость населения.

Не случайно Глава государства А.Г.Лукашенков ходе рабочей поездки в Брестскую область в марте 2019 г. отметил, что «цены, выплата зарплат, рабочие места и размер заработной платы и пенсий – это те вопросы, которые необходимо постоянно держать на контроле».

Обеспечение эффективной занятости населения играет важнейшую роль в реализации социальной политики белорусского государства. Президент, будучи гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь в апреле 2019 г. подчеркнул, что для всей вертикали власти «по-прежнему приоритетной задачей остается создание высокопроизводительных рабочих мест. Снижение уровня занятости населения или сокращение числа рабочих мест недопустимо ни под каким предлогом. А все, кто их создает, получат всемерную поддержку на любом уровне».

В числе ключевых государственных задач остается также и рост доходов населения. Глава государства постоянно отмечает, что «пускай помалу, но зарплаты, пенсии и пособия в стране растут. Люди это видят». Но тем не менее, «надо обратить внимание руководителей, что зарплата – это святое, это основной источник дохода нашего населения, ее надо выплачивать вовремя и обеспечивать рост»,– поручил Президент руководителям государственных органов в июле 2019 г.

Доходы населения и разработка действенных механизмов мотивации труда

Денежные доходы населения включают:

  • оплату труда работников,
  • доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход,
  • трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению),
  • доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и другие доходы от собственности),
  • прочие доходы (выигрыши по лотереям, доходы от продажи вторсырья и др.).

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) растут. Так, в январе–октябре 2019г. они составили 106,6% к уровню января–октября 2018г. при прогнозе на 2019 год – 103,4%.

В общем объеме денежных доходов основную часть занимает оплата труда– 64,1%. Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, составляют 7,8%, трансферты населению – 23,4%, доходы от собственности – 2,3%, прочие доходы – 2,4%.

Действующая в республике система оплаты труда и принимаемые меры по ее совершенствованию позволяют обеспечить стабильный рост заработной платы работников различных отраслей экономики. Среднемесячная заработная плата работников в Столбцовском районе составила за 11 месяцев 2019 года 914,5 рублей, в том числе в ноябре – 942,6 рублей. К аналогичному периоду 2018 года начисленная заработная плата выросла соответственно на 13,4 и 8,3%, реальная – на 7,3 и 3,1%.

В разрезе экономической деятельности лидерами по размеру заработной платы остаются работники в сфере информации и связи (1472,1 руб.), финансов и страховой деятельности (1336,5), снабжении электроэнергией, газом, паром, горячей водой (1226,3). Ниже заработная плата в бюджетных отраслях: 732,8 руб. - в здравоохранении и оказании социальных услуг населению, 699,4 – в образовании, 516,5 - отрасли творчество, спорт, развлечения и отдых.

При этом Глава государства неоднократно указывал на то, что рост заработных плат должен быть увязан с производительностью труда: «Людям надо платить нормальную зарплату, но деньги надо заработать – тут вопросов нет».

Стабильная экономическая ситуация в стране позволила увеличить и размер минимальной заработной платы, которая является одной из мер социальной защиты трудящихся. Это та сумма денежных средств, ниже которой платить недопустимо, если работник работает на полную ставку и выполняет нормативный объем работ.

Справочно.

С 1 января 2019г. минимальная заработная плата установлена в размере 330 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 декабря 2018 г. № 870).

С 1 января 2020 г. минимальная заработная плата установлена в размере 375 руб., что составит 100,7% минимального потребительского бюджета на одного члена семьи из четырех человек, действующего на дату ее установления (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 582).

Пристальное внимание в стране уделяется организациям бюджетной сферы, играющим важнейшую социальную роль (учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства и т.д.). Так, в апреле 2019 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко потребовал от Правительства «обеспечить соотношение средней зарплаты в бюджетной сфере и средней зарплаты по стране на уровне не ниже 80%».

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы Столбцовского района в январе–ноябре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года увеличилась на 12,8% (прогноз на 2019 год – на 9,5%) и достигла 740,8 руб., в том числе в ноябре – 783,9 руб. Соотношение к уровню среднемесячной заработной платы в целом по району составило 81,0%, в ноябре – 83,2%.

Правительством Республики Беларусь принимаются меры по дальнейшему повышению заработной платы работников бюджетной сферы.

Справочно.

В 2019 году дважды была повышена тарифная ставка первого разряда для расчета заработной платы работников бюджетных организаций:

с 1 мая 2019 г. с 35,5 руб. до 36,4 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2019 г. № 214);

с 1 сентября 2019 г. с 36,4 руб. до 41 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 583).

Приоритетные направления повышения оплаты труда

В соответствии с поручениями Главы государства и Правительства Республики Беларусь принято решение о поэтапном увеличении заработной платы отдельных категорий работников образования и здравоохранения в два раза в период 2018–2025 годы. Правительством в 2018–2019 годах реализовано два этапа данного повышения:
с 1 сентября 2018 г. и с 1 января 2019 г. Таким образом, увеличена заработная плата педагогическим работникам, включая лиц из числа профессорско-преподавательского состава, помощникам воспитателей, медицинским и фармацевтическим работникам.

За январь–ноябрь 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата педагогических работников выросла на 20,7%, врачей – на 20%, среднего медицинского персонала – на 17,3%.

Одной из приоритетных задач руководства страны в 2019 году было снижение количества предприятий со средней зарплатой до 400 руб., а в 2020 году – с зарплатой меньше 500 руб.

Справочно.

В январе–феврале 2019 г. в Столбцовском районе имелась 1 организация, средняя зарплата где была бы ниже 400 руб., ниже 500 рублей – 5 организаций. В январе–ноябре количество организаций с уровнем среднемесячной заработной платы сократилось до 1 (Столбцовский РКБО»), с зарплатой ниже 400 не имеется.

Совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных организаций

В целях совершенствования подходов к оплате труда работников бюджетных организаций издан Указ Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее – Указ). Указом определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций (тарифной системы, структуры заработной платы, наименования стимулирующих и компенсирующих выплат, базы их исчисления и размеров и т.д.).

В соответствии с Указом с 1 января 2020 года:

Вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь вводится 18-разрядная тарифная сетка с межразрядной разницей не менее 6% для определения размеров окладов работников бюджетных организаций. Указанная тарифная сетка введена в действие с 1 января 2020 г.

Изменяется величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций. Вместо тарифной ставки первого разряда вводится базовая ставка, размер которой планируется приблизить к бюджету прожиточного минимума, что позволит укрепить тарифную часть заработной платы.

Размер базовой ставки будет определяться Правительством, как правило, с 1 января календарного года с учетом прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь
(в настоящее время – 185 рублей).

Упрощается структура заработной платы работников бюджетных организаций. Заработная плата работников бюджетных организаций будет состоять из: оклада, стимулирующих (надбавки, премии) и компенсирующих (доплаты) выплат. Размер указанных выплат будет определяться от оклада или от базовой ставки.

Различного вида коэффициенты и повышения из состава заработной платы будут исключены. Количество надбавок и доплат будет максимально сокращено. При этом в централизованном порядке работникам будут устанавливаться следующие выплаты:

  • надбавка за стаж работы в бюджетных организациях в следующих размерах от базовой ставки при стаже работы:
    • до 5 лет – 10%;
    • от 5 до 10 лет – 15%;
    • от 10 до 15 лет – 20%;
    • от 15 лет и выше – 30%.
  • Премия, на выплату которой будут направляться средства, предусматриваемые в бюджете, в размере 5% от суммы окладов работников;
  • единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада работника (если иной размер не установлен законодательными актами или Правительством);
  • материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями, на выплату которой будут направляться средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников.

При этом конкретные размеры, а также порядок и условия выплаты премий, единовременной выплаты на оздоровление и материальной помощи будут определяться положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций;

надбавки и доплаты, предусмотренные законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (например, надбавка за работу на условиях контрактной формы найма, доплаты за ученую степень и ученое звание, за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные, выходные дни, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и др.).

При этом надбавка за работу на условиях контрактной формы найма для работников бюджетных организаций будет устанавливаться в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29, в который внесены соответствующие изменения, а размеры и порядок осуществления других надбавок и доплат – Указами Главы государства, постановлениями Правительства и Министерства труда и социальной защиты.

Расширяются права руководителей государственных органов и бюджетных организаций по установлению надбавок и доплат работникам. Указанные выплаты будут устанавливаться дополнительно к централизованным выплатам с учетом отраслевой специфики и результатов труда в пределах средств, выделенных из бюджета на оплату труда работников, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.

Также Указом определено, что при введении новой системы оплаты труда с 1 января 2020 года не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.

Таким образом, с учетом вышеизложенной информации Указом четко разграничиваются полномочия Правительства, государственных органов и бюджетных организаций в области оплаты труда.

Контроль за выполнением законодательства в области труда и заработной платы

Государство уделяет пристальное внимание вопросам соблюдения законодательства о труде. В январе–ноябре 2019 г. Столбцовской межрайонной инспекцией труда в 7 организациях района (СХФ «Аталезь-агро», ПМК-233, ОАО «Родина Я.Коласа», ОАО «АСФ «ПМК-74-Налибоки», ЧУП «Мари-АРТ», Столбцовское ОКС, ЧУП «Сезон тепла») были выявлены факты нарушения нанимателями сроков выплаты сумм, причитающихся работникам на день увольнения, среднего заработка за время трудового отпуска.

В течение 2018 – 2019  количество случаев просроченной задолженности по выплате заработной платы на 1 число месяца, следующего за расчетным в районе не имелось.

Справочно.

Для решения проблем в сфере оплаты труда органами государственного управления ведется постоянный мониторинг организаций, испытывающих трудности с выплатой заработной платы, анализируется начисленный фонд заработной платы с учетом роста производительности труда, полученной выручки от реализации продукции.  

Основные направления совершенствования государственной политики в сфере содействия занятости населения

С 2016 года реализация политики занятости как в целом в Республике Беларусь, так и на территории района  обеспечивается путем выполнения мероприятий подпрограммы «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа), утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.

Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Республике Беларусь создана государственная служба занятости населения. Работу данной службы возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты.

Справочно.

Нормативная правовая база, регламентирующая правовые, экономические и организационные вопросы государственной политики в области содействия занятости населения, размещена на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (http://mintrud.gov.by/ru/new_url_1289468183).

В настоящее время на рынке труда страны наблюдаются положительные тенденции, которые характеризуются ростом спроса на рабочую силу и снижением уровня зарегистрированной безработицы.

В январе–ноябре 2019 г. в экономике Столбцовского района было занято 17293 человек. Наблюдается увеличение темпа роста численности занятых   100,9.

За январь–ноябрь 2019 г. в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома за содействием в трудоустройстве обратилось 927 человек.  Включая граждан, состоявших на учете на начало 2019 года, в трудоустройстве нуждалось 1224  человека.

На 1 января 2020 года на учете в управлении по труду, занятости и социальной защите состоял 21 безработный (на 38% меньше, чем на 1 января 2019 г.). Средняя продолжительность безработицы составила около 2 месяцев.

Справочно.

Более половины всех состоящих на учете безработных – это мужчины (57,1%, 64,7% - в 2018). Молодежь в возрасте 16-30 лет составляет 30% (в 2018 году – 29,4%).

Число вакансий, заявленных в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома, по сравнению с 1 января 2019 г. увеличилось на 17,8% и на 1 января 2020 г. составило 508. Это в 24,2 раза больше численности безработных.

Выполнение мероприятий Государственной программы позволило в 2019 году снизить уровень зарегистрированной безработицы до 0,12% к численности рабочей силы (на 1,01,2019 – 0,2%). 

Снижение официально зарегистрированной безработицы и рост вакансий обусловили дальнейшее падение уровня напряженности на рынке труда. Коэффициент напряженности на рынке труда (показывает, какое число безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, приходится на одну заявленную предприятиями вакансию) снизился с 0,08 на 1 января 2019 г. до 0,04 безработных на одну вакансию на 1 января 2020 г. (для сравнения: на 1 января 2017 – 0,15).

Несмотря на позитивную динамику на рынке труда, вопрос создания новых рабочих мест находится на постоянном контроле Главы государства.  

На 2019 год прогнозный показатель по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места по Столбцовскому району составлял 110 человек (значение прогнозного показателя на девять месяцев 2019 г. – 80 человек).

За январь-сентябрь 2019 г. трудоустроено на вновь созданные рабочие места 118 человек (на 38 человек больше прогноза, или 147,5% к прогнозному показателю на 9 месяцев и 107,3% к годовому.).

Справочно.

В частности, в 2019 году трудоустроены на новые созданные рабочие места предприятий:

ООО «Алнекс»  – 30 человек;ООО «Белказдрев» - 36 чел.

Содействие безработным в трудоустройстве на постоянное место работы. В рамках выполнения мероприятий Государственной программы за январь–декабрь  2019 г. в Столбцовском районе оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии
704 гражданам, из них 106 безработных. Уровень трудоустройства безработных составил 57,5% от числа нуждающихся в трудоустройстве.  

По - прежнему рынок труда ориентирован на рабочие профессии, в основном требующие специальной подготовки, удельный вес которых по состоянию на 01.12.2019 от общего количества вакансий составил 71,2% (на 01.12.2018 года – 60,9%). Большинство вакансий приходится на сельскую местность 64% (351 из 549).

В сельском хозяйстве востребованы животноводы, операторы машинного доения, трактористы - машинисты. Пользуются постоянным спросом продавцы продовольственных товаров, водители, слесари и другие. Среди специалистов и служащих наиболее востребованы зоотехники, ветврачи, агрономы, средний и младший медицинский персонал.

Содействие переселению граждан из числа безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с предоставлением нанимателями жилых помещений. В целях стимулирования трудовой мобильности граждан оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 5 семьям безработных (1 выехал из района, 4 прибыло из других регионов Минской и Могилевской областей).

Организация профессиональной подготовки (переподготовки). В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено в Столбцовском районе 24 безработных (11,9% от нуждающихся в трудоустройстве безработных при прогнозе 5,5%).

Справочно.

На обучение по заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства направлено 15 человек, или 62,5% от общего числа направленных безработных (задание – не менее 60%).

В целях оказания практической помощи гражданам в выборе профессии, смене рода занятий и повышении квалификации с учетом склонностей, интересов личности и потребностей рынка труда органами по труду, занятости и социальной защите оказаны профориентационные услуги 111 обратившимся граждан района. Различными мероприятиями профориентационной направленности охвачено 1092 учащихся учреждений общего среднего образования.

С целью приобретения опыта практической работы по полученной профессии (специальности) оказано содействие в трудоустройстве на временные рабочие места 2 безработным.

Организация оплачиваемых общественных работ. В оплачиваемых общественных работах в Столбцовском районе приняли участие 190человек. Обеспечена временная трудовая занятость 100 школьников, учащихся и студентов в свободное от учебы время.

Интеграция в трудовую сферу целевых групп населения. Забронировано 92 рабочих места для приема на работу граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения.

Из числа нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости на забронированные рабочие места по направлению органов по труду, занятости и социальной защите в январе–декабре 2019 г. трудоустроено
10 безработных.

Справочно.

На забронированные рабочие места трудоустроены 6 безработных из числа освобожденных из мест лишения свободы, 2 - уволенных с военной службы, 1 –инвалид, 1 – родитель в неполной семье.

На адаптацию к трудовой деятельности с компенсацией затрат нанимателям по оплате труда направлено 2 инвалида.

Содействие в организации предпринимательской деятельности безработных. Национальным законодательством закреплены дополнительные гарантии занятости всем желающим заработать, занимаясь при этом любимым делом.

Сегодня граждане могут осуществлять такую деятельность без необходимости регистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

В Столбцовском районе оказана финансовая поддержка путем предоставления субсидий в январе–декабре 2019г. 7безработным.

Особенности внутренней и внешней трудовой миграции населения.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств, которое проводит Национальный статистический комитет Республики Беларусь в целях изучения проблем занятости населения, в 2018 году большинство работающих граждан (86%) трудились в организациях, расположенных по месту проживания, около 13% – в организациях, расположенных в других населенных пунктах республики, и менее 2%– за пределами Республики Беларусь.

Более 80% выезжающих на заработки за границу, не меняя при этом своего постоянного места жительства, трудоустраивались в России. Из общей численности внешних трудовых мигрантов каждый второй – гражданин в возрасте 25-39 лет.

По данным МВД за январь–сентябрь 2019 г. для работы на основе подписанных договоров и контрактов:

  • выехало из республики7,4тыс.человек, или 81,6% от уровня 2018 года (в январе–сентябре 2018 г. – 9,1 тыс. человек). въехало в республику 14,9 тыс. человек (в январе–сентябре 2018 г. – 11,8 тыс. человек). Положительное сальдо трудовой миграции за январь–сентябрь 2019 г. составило 7,5 тыс. человек (в январе–сентябре 2018 г. –2,7 тыс. человек).

***

Ключевая задача на всех уровнях государственного управления сегодня – обеспечение достойного уровня и качества жизни населения страны. Согласно Концепции Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь является «достижение высоких стандартов качества жизни и социального благополучия посредством развития потенциала и равных возможностей для каждого человека, обеспечения достойного труда и высоких доходов населения, сохранение природных систем для нынешних и будущих поколений».

Приёмное отделение: (01717) 5 25 84

Телефон "горячей линии": (01717) 7 39 27

Телефон доверия: (01717) 2 16 06

Справка о стоимости платных услуг: (01717) 5 23 12

Заказать талон онлайн Электронные обращения

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.